Блог

Главная » 2010 » Июль » 26 » Афоризмы Л. Н. Толстого
20:04
Афоризмы Л. Н. Толстого

В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее.



Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.


У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного — все гладко.


Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно иначе.



Надо не задавать себе задачу жениться, а задавать себе одну всегдашнюю задачу — жить хорошо, и тогда придет время и обстоятельства сделают то, что нельзя не жениться. Так вернее не ошибешься.



Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются,
т. е. жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.


Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.


Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.



Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.



Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.



Насилие нельзя регулировать и употреблять только до звестного предела. Если только допустить насилие — но всегда перейдет границы, которые мы хотели бы уста-овить для него.


Осуждение за добро есть единственная поверка искренности служения добру.


Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.


Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.


Делая добро, будь благодарен за это.



Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.


Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.


Доброта для души — то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.


Доброта голубя — не добродетель. Голубь не добродетельнее волка. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие.


Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.


Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.


Уничтожь один порок, а десять исчезнут.


Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.



Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.


В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,— не только не блага, но несомненное и очевидное зло.


Человек не знает, что хорошо, что дурно, а пишет исследование об упавшем аэролите и о происхождении слова «куколь»!


Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.


Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.



Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.


Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.


Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты.


Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.


Любить — значит делать доброе.


Основание любви есть сознание каждым человеком единства духовного начала, живущего во всех людях.


Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.


Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.




Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.



Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.




Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.





Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.



Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.




Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в котором живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей...





Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому
то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.



Разумное и нравственное всегда совпадают.




Для нравственной жизни важность дела измеряется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а только степенью доброго усилия.




Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.



Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно.



Корень злых дел в дурных мыслях.



Думай хорошо — и мысли созреют в добрые поступки.




Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.




Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.



Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.



Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.



Клевета, ложное дурное мнение, от которого нельзя оправдаться, есть лучшая школа добра.




Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее,
противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.




Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.



Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.




Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.

|


Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.



Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.


Прежде всего надо верить в разум.



Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.


Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.



Вера — это согласие воли с совестью.



Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.



Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.



Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.




Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.



Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.




Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему.



Совесть — это память общества, усвояемая отдельным лицом.



Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.




Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.






Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.




Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват.



Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.




Справедливость есть моральная умеренность. Следовать в физическом мире правилу — ничего лишнего — будет умеренность, в моральном — справедливость.




Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не
показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он
находится.



Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.



Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы.

Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава — злоречием,
богатство — обманом. Основанное на добродетели счастье — ничем.



Счастье есть удовольствие без раскаяния.


Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.


Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть.




И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем,
одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.



Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.



Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек.


Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, люсоблюсти свое человеческое достоинство.



Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.


Лучше ничего не делать, чем делать ничего.



Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение.



Эстетическое и этическое — два плеча одного рычага: насколько
удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается" и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому.



Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется,
совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.


Все мысли о смерти нужны для жизни.


Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.


Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда.


Наблюдай за своим ртом, — через него входят болезни.


Физический труд улучшает здоровье и поощряет умственную деятельность.



Единение только тогда благо для человека, когда это — единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.


Не есть ли единение с десятками — разъединением с тысячами и миллионами?



Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, неперестающим духовным усилием... Собраться же вместе не поможет познанию истины.


Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чем они видят благо и в чем зло жизни.


Искусство — одно из средств различения доброго от злого.



Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.



Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство.


У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.



Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием,
которое произведет художественное произведение.


Просмотров: 2631 | Добавил: MasterSergej | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]