В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее.
| Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.
| У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного — все гладко.
| Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т. е. только тогда, когда невозможно иначе.
| Надо не задавать себе задачу жениться, а задавать себе одну всегдашнюю задачу — жить хорошо, и тогда придет время и обстоятельства сделают то, что нельзя не жениться. Так вернее не ошибешься.
| Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, т. е. жениться не по чувственной любви и по расчету где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью.
| Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.
| Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.
| Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести.
| Гордость совсем не то, что сознание человеческого достоинства. Гордость увеличивается по мере внешнего успеха, сознание своего человеческого достоинства, напротив, по мере внешнего унижения.
| Насилие нельзя регулировать и употреблять только до звестного предела. Если только допустить насилие — но всегда перейдет границы, которые мы хотели бы уста-овить для него.
| Осуждение за добро есть единственная поверка искренности служения добру.
| Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.
| Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
| Делая добро, будь благодарен за это.
| Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.
| Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.
| Доброта для души — то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.
| Доброта голубя — не добродетель. Голубь не добродетельнее волка. Добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие.
| Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
| Уничтожь один порок, а десять исчезнут.
| Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.
|
| Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.
В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою,— не только не блага, но несомненное и очевидное зло.
| Человек не знает, что хорошо, что дурно, а пишет исследование об упавшем аэролите и о происхождении слова «куколь»!
| Несомненный признак истинной науки — сознание ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем, что раскрывается.
| Задачей науки должно быть познание того, что должно быть, а не того, что есть.
| Две науки точные: математика и нравственное учение. Точны и несомненны эти науки потому, что у всех людей один и тот же разум, воспринимающий математику, и одна и та же духовная природа, воспринимающая (учение о жизни) нравственное учение.
| Для того, чтобы быть услышанным людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше — смертью.
| Истина не может заставить человека быть недобрым или самоуверенным. Проявления истины всегда кротки, смиренны и просты.
| Любить — значит жить жизнью того, кого любишь.
| Любить — значит делать доброе.
| Основание любви есть сознание каждым человеком единства духовного начала, живущего во всех людях.
| Любовь есть сила жизни. Любовь есть правило для исполнения всех правил.
| Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, а душевное состояние готовности любви ко всем.
|
| Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.
| Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.
| Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно страдание.
|
| Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.
| Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие.
| Что может быть безумнее и мучительнее того положения, в котором живут теперь европейские народы, тратя большую часть своих богатств на приготовление к истреблению своих соседей... |
| Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его.
| Разумное и нравственное всегда совпадают.
| Для нравственной жизни важность дела измеряется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а только степенью доброго усилия.
| Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно; для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должно делать.
| Только с сильными, идеальными стремлениями люди могут низко падать нравственно.
| Корень злых дел в дурных мыслях.
| Думай хорошо — и мысли созреют в добрые поступки.
| Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать или должны перестать делать.
| Ложь перед другими только запутывает дело и отдаляет решение; но ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь человека.
| Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.
| Льстец льстит только потому, что он невысокого мнения и о себе и о других.
| Клевета, ложное дурное мнение, от которого нельзя оправдаться, есть лучшая школа добра.
| Понятие красоты не только не совпадает с добром, но, скорее, противоположно ему, так как добро большей частью совпадает с победой над пристрастиями, красота же есть основание всех наших пристрастий.
| Умиление и восторг, которые мы испытываем от созерцания природы, это воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей. Точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем.
| Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна.
| Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи.|
| Жизнь не может иметь другой цели, как благо, как радость. Только эта цель — радость — вполне достойна жизни.
| Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся.
| Красота, радость, только как радость, независимо от добра, отвратительна. |
Прежде всего надо верить в разум.
| Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.
| Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
| Вера — это согласие воли с совестью.
| Менее всего просты люди, желающие казаться простыми.
| Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.
| Ничто так, как простота, не содействует сближению людей.
| Тщеславие есть какая-то недозрелая любовь к славе, какое-то самолюбие, перенесенное в мнение других — он любит себя не таким, каким он есть, а каким он показывается другим.
| Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеличивается уязвимость, болезненность.
| Совесть есть тот высший закон всего живущего, который каждый сознает в себе не только признанием прав этого всего живущего, но любовью к нему.
| Совесть — это память общества, усвояемая отдельным лицом.
| Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею.
| Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием. Этим отличается голос совести от голоса славолюбия, который часто смешивается с ним.
|
| Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.
| Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других и, в особенности, тех, перед которыми виноват.
| Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок.
| Справедливость есть моральная умеренность. Следовать в физическом мире правилу — ничего лишнего — будет умеренность, в моральном — справедливость.
| Ничто вернее того, чего человек стыдится и чего не стыдится, не показывает ту степень нравственного совершенства, на которой он находится.
| Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. |
Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастье людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы.
Счастье, основанное на тщеславии, разрушается им же: слава — злоречием, богатство — обманом. Основанное на добродетели счастье — ничем.
| Счастье есть удовольствие без раскаяния.
| Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.
| Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным и иметь спокойную совесть.
| И то, что мы называем счастьем, и то, что называем несчастьем, одинаково полезно нам, если мы смотрим на то и на другое, как на испытание.
| Труд не есть добродетель, но неизбежное условие добродетельной жизни.
| Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек.
| Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, люсоблюсти свое человеческое достоинство.
| Ничто так не поощряет праздности, как пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили тех пустяков, которыми они отгоняют от себя скуку праздности, они не могли бы переносить ее.
| Лучше ничего не делать, чем делать ничего.
| Человек гордый уважает не себя, а то мнение, которое о нем составляют люди; человек с сознанием своего достоинства уважает только себя и презирает людское мнение.
| Эстетическое и этическое — два плеча одного рычага: насколько удлиняется и облегчается одна сторона, настолько укорачивается" и тяжелеет другая. Как только человек теряет нравственный смысл, так он делается особенно чувствителен к эстетическому. |
| Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека — участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему.
| Все мысли о смерти нужны для жизни.
| Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.
| Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда встаешь от обеда.
| Наблюдай за своим ртом, — через него входят болезни.
| Физический труд улучшает здоровье и поощряет умственную деятельность.
| Единение только тогда благо для человека, когда это — единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не единение малых или больших частей человечества во имя ограниченных, частных целей.
| Не есть ли единение с десятками — разъединением с тысячами и миллионами?
| Единение возможно только в истине, а чтобы достигнуть истины, надо одно: искать ее постоянным, неперестающим духовным усилием... Собраться же вместе не поможет познанию истины.
| Оценка достоинства искусства зависит от понимания людьми смысла жизни, от того, в чем они видят благо и в чем зло жизни.
| Искусство — одно из средств различения доброго от злого.
| Эстетика есть выражение этики: искусство выражает те чувства, которые испытывает художник. Если чувства хорошие, высокие, то и искусство будет хорошее, высокое, и наоборот. Если художник нравственный человек, то и искусство его будет нравственным.
| Нет большего подспорья для эгоистической, спокойной жизни, как занятие искусством для искусства. Деспот, злодей непременно должен любить искусство.
| У всякого искусства есть два отступления от пути: пошлость и искусственность.
| Кажется странным и безнравственным, что художник, видя страдания людей, не столько сострадает, сколько наблюдает, чтобы воспроизвести эти страдания. А это не безнравственно. Страдание одного лица есть ничтожное дело в сравнении с тем духовным — если оно благое — воздействием, которое произведет художественное произведение.
|
|
|